asia-point.uz
RU EN
Главная - Узбекистан - Архитектура

Архитектура

Узбекистан- страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов. Пример оригинальной загородной усадьбы 9-10вв. Кырк-Кыз в Термезе. До наших дней сохранился мавзолей Саманидов в Бухаре, памятник монументальной архитектуры, который воплотил в себе лучшие достижения архитектурного творчества раннего средневековья. В 11-12 вв. происходит бурный рост Самарканда. Велось интенсивное строительство жилых домов, гражданских и культовых сооружений.
Среди культовых сооружений многочисленные мечети: главная соборная городская (джума-мечеть), загородная (намазгох) и внутриквартальная (гузарная), медресе и мавзолеи. Простота архитектурного замысла и величие его воплощения отличает мавзолей Хакима ат-Термези. Для многих мавзолеев характерен геометрический узор, который отличается большим разнообразием и богатством, применялись фигурные кирпичные кладки, терракотовые плиты с богатой орнаментальной резьбой и др. Почти столетие, начиная с 13 в., Средняя Азия претерпевала завоевание ордами Чингисхана. Лишь в первой половине 14в. Началось постепенное возрождение разрушенных городов и селений, что способствовало подъему архитектурно-строительной деятельности.
 
Архитектура темуридского города- зримое воплощение его общественного бытия: крепостные твердыни – это выражение государственной мощи, дворцы- блеска власть имущих, культовые здания ислама – торжества мусульманской идеологии. Рыночные строения – роль ремесла и торговли, а густая жилищно-бытовая застройка кварталов – это плоть и кровь самой жизни сложного городского организма.
Расцвет градостроительной культуры Средней Азии продолжался на протяжении всего 15 в., особенно в период правления внука Амира Темура - знаменитого Улугбека. Среди наиболее значительных зданий – фамильная усыпальница Темуридов Дорус – Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мечеть Биби Ханым, Гур Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды, медресе Улугбека в Самарканде. В эпоху Темуридов развитие получило садово-парковое искусство, в котором органически сочетались зеленые насаждения, вода и архитектура.
 
В 16-18 вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах – Бухаре, Самарканде, Кармане, Ташкенте и др. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и т.д. Мировую известность получили хорошо сохранившиеся ансамбли среднеазиатского зодчества 16-17вв.: Регистан в Самарканде, ансамбль площади Калян с минаретом Калян и Ляби Хауз, медресе Улугбека и Абдулазизхана в Бухаре и др.
 
В середине 18 в. городом- заповедником, где сосредоточились архитектурные достопримечательности этого периода, стала Хива. Среди архитектурных памятников выделяются дворец Ташхаули (1830-38гг.), медресе Мухаммада Аминхана (1851-55г.), минарет Кальтаминор (1855г.).
Интересна архитектура узбекского народного жилища 19-нач.20вв. В ней воплотился многовековой опыт народа, выработанный в сложных природно-климатических условиях и отражающий локальные особенности отдельных районов и городов республики. Так, бухарский жилой дом, расположенный в скученных, лишенных зелени центральных районах города, имеет замкнутый характер, изолирован от уличного шума и пыли. Его жилые комнаты располагаются вокруг замощенного дворика, в котором возникает свой микроклимат и даже в жару прохладно.
 
Созданию благоприятного микроклимата в хивинском доме способствует устройство повышенной террасы, открытой ветру. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, росписи потолков и др. Интерьер народного жилища Узбекистана очень прост, но все в нем рационально и самобытно. Народные мастера из поколения в поколение бережно передавали свои знания и опыт.
 
Во второй половине 19в. в зодчество Узбекистана стали внедряться принципы европейского регулярного градостроительства. Появились новые типы зданий – банки, школы, гимназии и т.п. Строили в основном из обожженного кирпича с толстыми стенами и контрофорсами, что придавало устойчивость при землетрясении. Архитектура в большинстве случаев была эклектичной. В современном Узбекистане сохранились памятники материальной культуры более 40 столетий. Сформирована своя реставрационная школа, сложились определенные принципы и традиции, приемы консервации, инженерного укрепления реставрации памятников и благоустройства прилегающей к ним территории.
Современные принципы градостроительства – строительство жилых образований крупными массивами, комплексно, со всеми видами обслуживания населения, повышения этажности ит.д., получили наиболее полное отражение в новых городах – Алмалыке, Ангрене, Заравшане и особенно Навои.
 
Значительно реконструированы исторические города – Самарканд, Бухара, Хива. Всемирно известные неповторимые памятники зодчества этих древних городов. Активизировалось развитие центра Ташкента. Неузнаваема стала столица Узбекистана. Главная площадь столицы Мустакиллик, построенная по образцу многих современных площадей, предназначалась для редких и грандиозных парадов. Сейчас на ней установлены транспортабельные сборные металлические башни с куполами, мобильный амфитеатр и набранная из электрических лампочек панорама Узбекистана. Здесь в последнюю ночь лета празднуется День независимости республики, торжественные даты, проводятся различные мероприятия.
 
Одним из идеологически значимых общественных зданий стал Музей темуридов, построенный на северо-западе сквера Амира Темура. В архитектуре музея развита тема купола Гур Эмира. Пропорции купола и 20- колонного айвана, обрамляющего зданиевы тянуты по горизонтали. Высота купола – 30м, диаметр 24 х 2 м; в интерьере выполнен в резьбе по ганчу в технике «кундаль». На голубом фоне сусальным золотом выделены акценты, что продолжает традиции медресе Тиля Кари в Самарканде. В экспозиционном зале главным акцентом интерьера служит живописный триптих об Амире Темуре. Музей темуридов по своей архитектуре, отделке интерьеров близок к народной национальной архитектуре. Новые здания хокимията Ташкента, Олий Мажлиса РУз – примеры классического стиля архитектуры общественных зданий.
 
Они обнесены по фасадам белоснежными и утонченными колоннами. Предельно упрощенными, капители их имитируют листья. Над обоими зданиями сильно расширенный купол с мощным флагштоком. Интерьеры декорированы резьбой по ганчу и дереву и живописными композициями. В отделке зданий использованы ценные природные материалы: гранит, мрамор, особые породы дерева, позолоченная бронза, керамика и др.
 
В последние годы сооружается много зданий в корпоративном стиле, например, отель «Интерконтиненталь» и Национальный банк Узбекистана. Выход в мировое сообщество обусловили развитие новых градостроительных тенденций в модернизации автодорог, рынков, строительстве спорткомплексов. Важным актом государственной политики стало восстановление памятников архитектуры в исторических городах. Крупнейшим и отрадным является возвращение к жизни мечети Биби Ханым.

On-line консультант

Бахром Расулев

Бахром Расулев
Тел.:
+(99893) 394-31-91
E-mail:
info@asia-point.uz
Skype:
bakhrom.rasulev1978

Информер